Сейчас я опишу собственный жесткий опыт старта в контекстной рекламе.

Речь пойдет не о технической стороне настройки, а о реалиях профессии — ошибках начинающего директолога на входе в ремесло.

Никакого популизма, никаких надуманных проблем. Штуки очевидные, а решение дико непростое. Поехали.

Ошибка первая – работа за компом легка и приятна

99% людей приходят в профессию фрилансерами. Из них 99% побывали на платных и бесплатных курсах, где рассказывают, что через месяц ты будешь зарабатывать полтинник, а там и до 300 К недалеко.

Не поверите, но многим сотни тысяч не нужны, достаточно 30 000 – 50 000 р, лишь бы легко и ненапряжно, лежа на диване 3 часа в день.

Не будь как этот парень. Спинку обожжешь

Не будь как этот парень. Спинку обожжешь

Я был примерно таким же, искал подработку в надежде решить трудную финансовую ситуацию.

До сих пор помню первый бесплатный вебинар, когда человек по ту сторону экрана загибал пальцы: «Таааак, если за настройку брать 2500, а в месяц нам надо 50 000… таааак… значит, нужно 20 настроек!». Тогда я еще не понимал масштаба шутки и компетенции шутника.

До платных курсов инфобизнеса я так и не дошел: сначала банально не было денег, а потом уже понимал рынок и кто есть кто на самом деле.

Жестокая реальность ставит перед фактом: ты как проклятый сидишь за монитором, собираешь кучи семантик и ломаешь мозг, как бы ничего не упустить, чистишь часами напролет ключи от мусора – это бешеная концентрация.

Какая концентрация, дорогой, если ты развалился в кресле и борешься со сном?

А еще тебе по чайной ложке ест мозг заказчик, и ты закипаешь ненавистью к человечеству.

От постоянного сидения становишься ленивым-жирным, появляются проблемы со спиной и сердечно-сосудистой, людей видишь только в магазинах и в сериалах.

Радостного мало, но тут надо воспитывать в себе ответственного человека с широким кругом интересов. Будет и на это статья.

Ошибка вторая – слишком много теории

У нас каждый считает себя умным и думает: вот щас как посмотрю все курсы, как прочитаю все методички и все, ни одной ошибки не будет, порву рынок!

Сидишь и трешься на одном месте, для оправдания собираешь кампании «в стол».

А вход в специальность – очень-очень много практики. Когда запустил хотя бы 50 кампаний и понял общие принципы назначения ставок, работу ключей и посылов в текстах, как потом это вести так, чтобы продажи не грохнулись на уровень плинтуса.

А еще научился читать сайты не с позиции красивеньких форм и шрифтов, а насколько правильно они решают боль клиента, утепляют доказательствами работы и подводят к продаже.

А после еще научился все это упаковывать в единую базу и правильно общаться с клиентом, переубеждать его, не прогибаться под блажь, а нести непоправимую пользу в виде продаж.

Все это – тонны практики, у тебя не останется времени на удобное кресло и чашку кофе под увлекательный видосик евангелистов Еламы.

Ошибка третья – стану директологом, бабло посыпется

Вариантов заработать в контексте два:

  • ты пашешь, через пару лет начинает получаться, плачешь от счастья над своей соткой;
  • ты делаешь вид, что пашешь, затем делаешь курс и нежно шепчешь наивному обывателю: эй, дружок, хочешь зарабатывать 300 000 в месяц?

Вот из таких завышенных ожиданий и растут остальные проблемы.

Индивид наглотается инфобиза, и ходит царем, хотя даже заказы не начинал искать. Ну конечно, ему пообещали дать доступ к уникальной базе клиентов и показали статистику с прошлого курса, где тетя Дуся за месяц подняла 93 506 р. Всё, черная икра на подходе.

Что в жизни:

  • Почему я пишу людям в вк, отправляю заявки на биржах, а никто не отвечает? Даже за бесплатно? ! Когда же я уже найду свой ПЕРВЫЙ заказ???

И когда ты стал профи:

  • У меня сейчас 6 настроек, четверо клиентов на ведении, пашу как вол по 12 часов в сутки, башка пухнет и всех ненавижу. Господи, дай мне сил все успеть и не сдохнуть от депрессии!

И поверьте, между первым и вторым этапами такая пропасть, которую 95% никогда не преодолеют.

Фрилансер директолог

Тут закавыка в том, что ты начинаешь с самых низов и тебе надо как-то обойти более опытных и успешных специалистов. У них ресурсы и четкое понимание рынка, а у тебя ни-че-го.

Мало быть упорным, работоспособным и любить свое дело, надо как-то показать себя миру и убедить, что ты лучше и даешь больше пользы.

Некоторые расписывают какие-то подробные ходы, как обойти конкурентов, но я не буду. И не потому что боюсь тебя, голодного до денег и побед, а потому что нет универсальных советов. То, что приносит заказы мне, вряд ли поможет тебе. Поэтому работай на совесть и ищи свои эффективные связки.

Ошибка четвертая – я тут самый крутой эксперт

«Определённо, тщеславие — мой самый любимый из грехов» — Аль Пачино, «Адвокат дьявола»

О даа, это мой грех 🙂

Мозгами понимаешь, что расти надо всю жизнь, а нет-нет да выскочит чертик: да ты ж решала на районе, круче тебя эксперта нет.

Директолог супермен

Я — это он. Не веришь? Закажи настроечку 😉

Это когда сделал 30 кампаний и всё, где тут мой трон? Я всё знаю, все умею, опыта вагон.

А по сути надо чтоб впереди всегда маячила мысль: я никогда не стану самым опытным, я никогда не узнаю все.

После этого открываются глаза и идешь читать профессиональные блоги и паблики, коллег, искать успешные и провальные кейсы. Покупаешь курсы специалистов (ты ж всё знаешь – значит, в курсе кто в хедлайнерах), постоянно прокачиваешь знания.

И прививаешь себе гибкость. Есть такое понятие agile, оно сейчас из любого утюга фонит.

Если вкратце и доступным языком, то это эффективная связь заказчик-исполнитель. Гибко и с постоянной обраткой, где вы слышите друг друга и не перетягиваете на себя корону всезнайки.

Я и сейчас учусь у клиентов. Порой приходят прям розовые единороги: человек и свой бизнес досконально знает, и адекватное понимание рекламы есть (те случаи, когда уже есть опыт контекста), и тебя как специалиста готов воспринимать.

У таких людей можно многому научиться в плане конкретного бизнеса и каких-то общих подходов, систематизации процессов.

Короче, нехрен задирать нос, будь проще – станешь умнее и богаче.

Ошибка пятая – узконаправленное развитие

Нельзя поглощать тоннами материал только по контексту.

Нужно учиться копирайтингу, изучать сайтостроение, SEO, хотя бы поверхностно соображать в верстке и дизайне. Читать книги по бизнесу, маркетингу, психологии.

Нужно для чего? Чтобы довести клиента до результата. Реклама – это просто целевой трафик, дальше работает продукт, посадочная страница, отдел продаж. А затем, чтобы выжать из этой солянки больше, нужно собирать данные и анализировать.

Причем все, чему я посоветовал учиться, нужно не только для удовлетворения заказчика, но и для прокачки своего проекта.

От себя дам те книги, которые оказали на меня значительное влияние в последнее время:

  1. Михай Чиксентмихайи «Поток. В поисках оптимального переживания».

Это ответы прям на все вопросы (лично для меня). Основной посыл – чтобы начать получать удовольствие от процесса, войти в потоковое состояние – нужно концентрироваться на задаче. Неважно, работа это, учеба или семья. Вживаешься в процесс, и как только начинает получаться – организм радуется и ты царь своей жизни.

  1. Джек Траут «22 непреложных закона маркетинга».

Открывает глаза на реальное положение вещей. Продукт имеет только те качества, которые ты прошьешь в голову потребителя, первого в своей категории не обойти и т.д. Просто прочтите и сами вспомните кучу примеров, когда эти постулаты работают.

  1. Джек Траут «Дифференцируйся или умри».

Хочешь выделяться на фоне конкурентов не демпингом – книга для тебя. Различные стратегии + шаги к созданию отличия. Но попотеть все равно придется.

 Ошибка шестая – отсутствие четко поставленной цели

Если ты понимаешь, что не бывает сотней тысяч на пустом месте, это не значит, что не надо ставить перед собой цели.

Просто цели должны быть свои, конкретные и по плечу. Иначе не будет эффективных телодвижений.

Тут важно нащупать золотую середину: я думаю, мало кто вдохновится задачей в 10-20 т.р. через полгода. Да и вообще не имеет смысла брать денежные знаки – потому как они не цель, а средство достижения.

Меня к примеру напрягает ипотека, я хочу ее погасить за 2 года (для меня посильная задача) – значит, я считаю, сколько мне надо платить в месяц, добавляю расходы на проживание, отдых и прочее, получаю сумму на выходе. Но теперь это не абстрактная цифра, она имеет свою структуру и ценность, и поэтому важна для меня.

Дело должно быть интересно само по себе, но без финансовой подоплеки прогресс идет медленнее.

Ошибка седьмая – не брать на себя ответственность

Умение отвечать за результаты своей работы – это отдельный серьезный навык.

Гораздо проще сказать человеку – у вас сайт говно, поэтому продаж нет. И тютю с денежками. Только тут жирный вопрос на засыпку – а чего ж ты клиента заранее или в процессе работы не предупредил?

Да, бывает, что клиент недоволен, а как спрашиваешь цифры – потратили 20 000 р, а заработали 150 000 р. А хотелось им, видишь ли, 300 тысяч. Но тут извините, это ваши ожидания с потолка, надо было заранее цифры в договоре прописывать (только я не подпишусь на такой бред).

Но если ты взял за настройку 10 тысяч, клиент потратил на рекламу 20 тыс., а на выходе 1,5 дохлые заявки по 3000 р – дружищ, отдай монету.

А бывает такое, что уже есть результат, но хочется еще больше. Вот здесь решает опыт – можешь ты это дать или нет.

В мае ко мне обращался человек, тратил на Директ порядка 80 т.р., имел чистой прибыли около 200 т.р. Я сделал аудит кампаний, прикинул, что могу собрать семантику получше, но гарантий какого-то количества лидов дать не могу. На этом и распрощались. Не люблю заливать мед в уши.

Ошибка восьмая – бросить, не успев начать

Вот прочитал ты такой эту статью и думаешь: «Да ну его нахрен, это Директ. Пойду попробую чего попроще и надежней».

Работа страшная, нудная, с клиентами одни нервы, денег фиг вытащишь.

Но правда в том, что ВЕЗДЕ ТАК.

Я начинал изучать программирование – бросил, непонятно ничего. А теперь, после создания и раскачки профессионального блога, чутка понимаю в html и javascript уже не пустой звук. Просто потому, что мне это было нужно для решения конкретных задач.

Пытался продавать фитнес одежду – худо-бедно сбыл первую партию и ушел в долги. А после опыта в рекламе понял, в чем были ошибки и почему не надо было соваться в нишу наобум.

Хотел развиваться в области биохимии, поступать в московский ВУЗ – но как только перешел из состояния чтения книг для себя в разряд «надо» — сработала психология и вникал в  текст уже из-под палки.

Посмотри на людей вокруг – каждый второй ип-шник, работал на 20 работах, а сейчас таксист. И в 99% случаев это не человек такой разносторонний, а просто нигде не может дойти до результата.

Тут какой важный вывод – если взял развивать направление, не пасуй перед первыми трудностями. Есть вещи, которые ты сейчас не решишь, но думай, грызи проблему. А потом на выходе из ситуации поймешь, что результат твоих усилий, каким бы он ни был – лучше, чем сидеть на попе ровно.

Не заостряйся на том, что кто-то умнее, схватывает на лету, работоспособнее тебя. Это комплексы, они ведут только в энергетическую яму.

Ставь цель и дефрагментируй на ежедневные задачи, а потом отслеживай эффект – и рано или поздно, но ты вырастешь. Во всех смыслах.

_____________________________________________________________________________

Эти 8 ошибок начинающего директолога – по сути мой путь в профессии. В чем-то я уже преуспел, какие ошибки исправляю сейчас, а над многими буду работать всю жизнь.

Тем увлекательней и интересней путь.